В основе Технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко лежат идеи развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. В ТСРЛ углубляется положение о субъективности позиции ребенка в образовательном процессе.
Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 - 1942) - выдающийся русский билог, физиолог, философ, автор учения о доминанте, социальный мыслитель, академик АН СССР
Селевко Герман Константинович (1932 - 2008) - руководитель Центра саморазвития и самосовершенствования личности Международной академии наук педагогического образования, академик МАНПО, профессор, г. Ярославль
К величайшему сожалению Герман Константинович Селевко не дожил до наших дней. Он оставил великое число последователей, претворяющих в жизнь его технологию. К счастью сохранилась запись его выступления на 3-ей Международной конференции
«Теоретико-методологические и деятельностно-практические проблемы технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко».
В последнее время в сознании педагогической общественности укрепляется идея о том, что основа образовательного процесса - это деятельность обучаемого по саморазвитию: самовоспитание, самообучение, самоопределение, самореализация. Эта идея лежит в основе технологии саморазвития личности (ТСРЛ) Ухтомского – Селевко и является мощным, но недостаточно используемым средством разрешения актуальных проблем воспитания, достижения гуманистических целей школы. Концептуально ТСРЛ тесно связана с технологией развивающего обучения Эльконина – Давыдова, она, по существу, включает последнюю как частный случай и является ее развитием и продолжением в средней и высшей школе. (из резолюции конференции)
В становлении технологии саморазвития личности (ТСРЛ) можно выделить три последовательных этапа: 1-ый этап (1992-1995 г.г.) – создание инновационной модели на базе школы-музея А.А. Ухтомского г. Рыбинске; 2-ой этап (1995-2002) – разработка и апробирование учебно-методического комплекта курса «Самосовершенствование личности» через создание межрегиональной сети экспериментальных площадок Ярославского ИРО; и 3-ий этап (2003-2004 г.г.) – распространение ТСРЛ в практике российских школ в рамках «Центра развития и саморазвития личности» Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО).
К ожалению из-за большого объема информации невозможно привести здесь все видеосюжеты конференции - и пленарное заседание, и работу секций и многое другое. Но сохранилась запись, сделанная годом раньше, в корридоре ИРО, где Герман Константинович рассказывает об основах своей технологии, стоя у плаката.